В последнее время все чаще звучат мнения о том, что швейцарская банковская тайна постепенно умирает, и на ее смену приходит тотальная прозрачность и открытость конфиденциальной информации. Однако, перефразируя знаменитое выражение Марка Твена: «слухи о смерти швейцарской банковской тайны сильно преувеличены».
Согласно оценкам неправительственной организации Tax Justice Network, в 2015 году Швейцария по-прежнему занимает лидирующее место в мире в рейтинге финансовой секретности. Несмотря на давление со стороны многих западных стран, Швейцария и ее жители гордятся своей традицией банковской тайны и репутацией страны как самого безопасного места для хранения состояния. И швейцарское сообщество пока не готово отказаться от веками действовавших традиций, зародившихся еще в эпоху Средневековья.
В начале ноября этого года правительство Швейцарии отклонило предложение о внесении поправок в законодательство, упрощающих властям доступ к банковской информации лиц, подозреваемых в налоговых преступлениях. Это можно расценивать как маленькую победу внутренней банковской тайны Швейцарии.
Однако, в конце ноября произошло еще одно событие, которое говорит о том, что закон о банковской тайне в Швейцарии – не пустой звук, и его нарушение грозит серьезным наказанием.
Эрве Фальчиани приговорен к 5 годам тюрьмы за экономический шпионаж
В 2008 году, когда все правительства мира начали усиленную борьбу с налоговыми уклонистами, чтобы справиться с последствиями кризиса, эффект разорвавшейся бомбы произвел скандал SwissLeaks. Один из работников швейцарского отделения банка HSBC передал данные о счетах около 130 000 клиентов банка французским спецслужбам. Этим сотрудником был Эрве Фальчиани.
Фальчиани называют и банковским Робин Гудом, и святым, и банковским Джулианом Ассанджем. Но кроме версии о том, что Фальчиани действовал исключительно с целью восстановить справедливость и призвать к ответу мошенников, существует и другая версия. Согласно ей, все гораздо более прозаично. Эрве Фальчиани просто нужны были деньги на…развод.
Но несмотря на то, что информацией, разглашенной Фальчиани, воспользовались многие страны, чтобы призвать к ответу своих граждан, прятавших незадекларированные доходы в швейцарском HSBC (и неплохо на этом заработали), сам Фальчиани в итоге не получил ни цента.
А в конце ноября этого года Федеральный уголовный суд Швейцарии приговорил Эрве Фальчиани к пяти годам заключения, признав виновным в шпионаже, краже данных и нарушении банковской и коммерческой тайны.
Однако, пока неизвестно, проведет ли Фальчиани хоть один день в тюрьме. Дело в том, что в данный момент он проживает во Франции и имеет двойное гражданство Франции и Испании. Обе страны ранее отклонили запросы об экстрадиции со стороны Швейцарии. А учитывая то, что Франция извлекла больше всего прибыли из «списка Фальчиани», маловероятно, что она выдаст Швейцарии своего информатора.
Этот случай много говорит об отношении к банковской тайне в Швейцарии. Во Франции и Испании Фальчиани считается национальным героем за разоблачение правонарушений в HSBC. Но в Швейцарии он – преступник, осужденный за кражу данных и получивший за это пятилетний тюремный срок.
И это вполне объяснимо. В швейцарских банках до сих пор хранится около $2 триллионов мирового состояния. Несмотря на все нападки на Швейцарию, в этой стране все еще хранится больше денег, чем в какой-либо другой стране мира. В этой ситуации властям Швейцарии сейчас меньше всего хотелось бы, чтобы появились новые фальчиани и произошли новые случаи утечки данных о клиентах швейцарских банков.
2018 – год «прозрачной» Швейцарии
Победит ли Швейцария в битве за банковскую тайну. Однако, главное событие, которое может перечеркнуть швейцарскую банковскую тайну, должно наступить в обозримом будущем – уже в 2018 году. Речь идет о введении стандарта ОЭСР об автоматическом обмене информацией по вопросам налогообложения. Другими словами, во всех странах, заявивших свою приверженность реализации данного проекта (в том числе, и в Швейцарии) банковская информация граждан будет доступной для налоговых органов, в том числе, других стран.
Часть государств начнет автоматический обмен информацией уже в 2017 году, остальные, в числе которых и Швейцария, присоединятся в 2018 году. Как страны мира готовятся к автоматическому обмену информацией?
В сентябре в Национальном совете Швейцарии появилась идея запустить налоговую амнистию на последние два года, чтобы дать недобросовестным налогоплательщикам последний шанс «прийти с повинной» и очистить свою налоговую историю в преддверии запуска автоматического обмена информацией. Однако, в начале декабря Совет кантонов проголосовал большинством голосов против этой инициативы.
Аргументы тех, кто считал, что амнистия может оказать благоприятное влияние на экономику, которая находится в стадии спада, не были услышаны. Большинство представителей кантонов Швейцарии решили, что в данной ситуации амнистия будет образцом несправедливости по отношению к честным налогоплательщикам.
Кроме того, договоренность об обмене информацией с другими странами не означает отмену внутренней банковской тайны в Швейцарии. Однако, следует отметить, что данные о счетах швейцарцев в других странах с 2018 года могут стать доступными властям Конфедерации.
Впрочем, до 2018 года еще многое может измениться. Список стран, с которыми Швейцария будет обмениваться информацией, еще должен быть утвержден уполномоченными органами. Также должны быть внесены соответствующие изменения в законодательство, которые позволят на практике обеспечить реализацию плана ОЭСР по обмену информацией.
На сегодняшний же день Швейцария остается одной из самых надежных юрисдикций в мире для хранения активов и той страной, которая максимально серьезно воспринимает понятие о банковской тайне.
Автор: Anastasija Hramova |